ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Образовательная программа ГОУ СОШ № 93 составлена на основании следующих нормативных документов:
- Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 г. № 3266-1 в редакции от 22.08.2004 г. № 122-фз.;
- Федерального Закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи установлением обязательности общего образования" принятого Государственной Думой 06.07.2007 г., одобренного Советом Федерации 11.07.2007 г.;
- Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.09.2005 года № 1340-р;
- Стратегии модернизации содержания общего образования (материалы для разработки документов по обновлению общего образования), Министерство образования Российской Федерации, Национальный фонд подготовки кадров, М., январь 2001 года;
- Стратегии Российской Федерации в области развития образования на период до 2010 г., Министерство образования Российской Федерации, М,, 2004 г.;
- Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 2783;
- Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312;
- Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089;
- Санитарно-эпидемиологических правил СанПин 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", введенных в действие постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 года № 44;
- Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 г.г.", одобренной Правительством Санкт-Петербурга, постановлением от 22 марта 2005 года № 343;
- Программы развития образовательной системы Калининского района, утвержденной на заседании Коллегии администрации Калининского района 25.12.2005г.
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 93 Калининского района г. Санкт-Петербурга расположено по адресу: 195220, г. Санкт-Петербург, Гражданский пр., дом 31, корпус 5.
В состав населения, проживающего в данном микрорайоне, входят семьи, заинтересованные в получении их детьми среднего (полного) общего образования, которое может предложить данное образовательное учреждение.
В районе школы также располагается спортивная школа "Зенит" и детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 1, которые заинтересованы в обучении своих воспитанников на базе одной общеобразовательной школы по совместно устанавливаемому режиму учебных занятий и тренировок. Эту возможность также может предоставить данное учебное заведение.
Основными целями образовательного учреждения, определенными п.1.3. Устава ГОУ СОШ № 93, являются:
-осуществление образовательного процесса, то есть реализация
общеобразовательных программ начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования;
-формирование общей культуры личности обучающихся на основе
государственного стандарта образования, их адаптации к жизни в обществе;
-создание основы осознанного выбора и последующего освоения
профессиональных образовательных программ;
-воспитание гражданственности и любви к Родине
Реализуя данные цели, образовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
Учебно-воспитательный процесс организован в здании, введенном в эксплуатацию в 1964 году, с реальной наполняемостью - 500 человек, и осуществляется в рамках кабинетной системы. В школе имеются 4 кабинета начальной школы, в которых в первой половине дня проводятся учебные занятия, во второй половине дня - занятия группы продленного дня; логопедический кабинет, библиотека, спортивный зал и 27 кабинетов для учащихся основной и средней школы. Среди них есть специализированные: кабинеты: химии, физики, информатики, биологии, обслуживающего и технического труда. Оборудование кабинетов и учебно-методический комплекс по предметам способствуют реализации целей образовательной программы.
Образовательный процесс осуществляет педагогический коллектив, в состав которого входят 46 учителей, из них:
- 18учителей высшей квалификационной категории;
- 15 учителей первой квалификационной категории;
- 5 учителя второй квалификационной категории;
- 5 учителей, награжденных грамотой Министерства образования РФ;
- 1 учитель, награжденный нагрудным знаком "Почетный работник общего образования
- 1 учитель отличник народного просвещения.
Образовательная программа данного образовательного учреждения предлагает учащимся следующие варианты образовательного маршрута
На первой ступени образовательного маршрута учащимся предоставляется возможность выбора двух вариантов получения образования: получения начального общего образования только в рамках учебной программы и получения начального общего образования в сочетании с дополнительным образованием, организованным в школе и во внешкольных организациях.
При переходе на вторую ступень образовательного маршрута учащиеся могут
либо перейти в образовательное учреждение, работающее по другой образовательной программе (гимназию) или продолжить образование в нашем образовательном учреждении, где им предлагается также два варианта образовательного пути: общеобразовательная программа обучения или общеобразовательная программа в сочетании с дополнительным образованием. В 9 классе в обоих направлениях учащиеся получают предпрофильную подготовку, направленную на реализацию интересов, способностей и возможностей обучающихся.
После окончания основной школы учащиеся переходят на третью ступень обучения, где также им предлагается два варианта образовательного маршрута: получение среднего (полного) общего образования в рамках учебной общеобразовательной программы универсального обучения или получение среднего (полного) общего образования в сочетании с дополнительным образованием, организованным как на базе школы, так и на базе других учреждений.
Учащиеся, пожелавшие изменить свой образовательный маршрут, могут поступить в другие средние специальные учебные заведения, обеспечивающие получение общего образования.
Учащиеся 10-11-х классов имеют возможность в рамках универсального обучения выбрать элективные курсы в соответствии со своими дальнейшими намерениями на продолжение образования. Таким образом, образовательный маршрут на данном этапе обучения становится индивидуальным для каждого ученика.
По окончании третьей ступени выпускник школы может закончить свой образовательный маршрут или продолжить его в других учебных заведениях.
Предлагаемые варианты образовательного маршрута обеспечены учебным планом, учебно-методическими комплексами и организационно-педагогическими условиями, обеспечивающими успешное освоение учащимися данной образовательной программы, а также психолого-педагогическим сопровождением, системой дополнительного образования и системой воспитательной работы.
Образовательная программа в данном образовательном учреждении осваивается учащимися в очной форме обучения на основе классно-урочной системы. В соответствии с п. 2.10.Устава ГОУ СОШ № 93 по желанию обучающегося и его родителей (законных представителей) образовательное учреждение содействует освоению общеобразовательных программ или их отдельных разделов в форме семейного образования, обучения на дому (по медицинским показаниям) или индивидуального обучения.
Для всех форм получения образования действует единый государственный стандарт образования.
Основанием для перехода учащихся с очной формы обучения на другие выше перечисленные формы обучения является заявление родителей, медицинская справка (для обучения на дому), приказ органа управления образованием и приказ директора школы. Отношения между образовательным учреждением и родителями учащихся регулируются совместным договором.
В ходе прохождения учащимся индивидуального образовательного маршрута может возникнуть необходимость в его изменении.
Вариантом изменения образовательного маршрута в начальной школе является переход учащегося, не усваивающего данную образовательную программу, в классы, работающие по другим образовательным программам других образовательных учреждений (классы компенсирующего обучения, коррекционные классы, классы для учащихся с задержкой психического развития). Данный переход осуществляется только на основе решения медико-педагогической комиссии и по согласию родителей учащегося.
Вариантом изменения образовательного маршрута в основной школе является переход учащегося, не усваивающего данную образовательную программу, в образовательные учреждения, работающие по другим образовательным программам, но также обеспечивающие получение общего образования (ВСОШ). Данный переход осуществляется на основании решения родителей учащегося.
Вариантом изменения образовательного маршрута в средней школе является переход учащегося, не усваивающего данную образовательную программу, в другие образовательные учреждения, обеспечивающие получение общего образования, по своему решению и согласию родителей, закрепленному личным их заявлением.
Процедура изменения образовательного маршрута:
- выявление учащихся с проблемами в реализации образовательного маршрута;
- диагностика причин, коррекционная работа;
- выработка рекомендаций педагогическим советом школы и службой
сопровождения по изменению образовательного маршрута;
- собеседование с учащимися и родителями;
- решение районной медико-педагогической комиссии (для учащихся
начальной школы);
- изменение образовательного маршрута учащегося при согласии учащегося и
родителей;
- продолжение коррекционной работы с учащимися при несогласии родителей
и учащихся изменить образовательный маршрут.
В ходе реализации образовательного маршрута у учащегося может возникнуть необходимость перевода его в другое образовательное учреждение, отчисление его по инициативе родителей или отчисление по инициативе образовательного учреждения. Перевод и отчисление учащихся производятся в соответствии с Уставом образовательного учреждения и Порядком перевода и отчисления учащихся ГОУ СОШ № 93 Калининского района.
Неотъемлемой частью деятельности образовательного учреждения является социальное партнерство, которое представляет систему взаимоотношений между образовательным учреждением и другими учреждениями, оказывающими помощь в реализации данной образовательной программы. Социальными партнерами нашей школы являются:
- Отдел образования Калининского района;
- Комиссия по делам несовершеннолетних Калининского района;
- Отдел по делам несовершеннолетних 62 отделения милиции;
- Дом детского и юношеского творчества Калининского района;
- Спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва № 1;
- Спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва "Зенит";
- Муниципальный совет муниципального образования "Гражданка";
- Центр внешкольной работы Калининского района;
- Научно-методический центр Калининского района;
- Центр психолого-медико-социального сопровождения.
Образовательный маршрут учащихся данного учебного заведения и условия его реализации направлены на решение основной задачи - достижение учащимися такого уровня образованности, при котором выпускник школы станет человеком
- образованным, владеющим знаниями, умениями и навыками,
соответствующими уровню государственного стандарта образования,
утвержденного приказом Министерства образования РФ "Об утверждении
федерального компонента государственных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования" от 05.03.2004 г.
№ 1089.
- имеющим собственную гражданскую позицию;
- стремящимся вести здоровый образ жизни;
- умеющим организовывать полноценный досуг;
- определившимся в выборе дальнейшего жизненного пути.
Он станет человеком независимым, порядочным, обладающим чувством собственного достоинства, социальной адаптабельностью, имеющим собственные убеждения и способным демократическим путем отстоять свою жизненную позицию.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Режим обучения в начальной школе имеет следующие особенности:
Учебный год продолжается с 1 сентября по 25 мая и делится на триместры. Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. Для обучающихся в первых классах в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
Учебные программы по предметам составлены в 1 классе на 33 учебные недели, в остальных классах - на 34 учебные недели.
Образовательный процесс в начальной школе строится на основе классно-урочной системы. Наполняемость класса - 25 человек. Все классы обучаются в первую смену и в рамках пятидневной учебной недели.
Начало занятий в 8-35. Продолжительность урока в 1 классе - 35 минут, в 2-4 классах - 45 минут. Продолжительность первой перемены - 10 минут, второй и третьей перемены - по 20 минут, остальных перемен- 15 минут.
Расписание на неделю и в течение учебного дня составлено с учетом
валеологических требований к чередованию деятельности и шкалы
сложности усвоения учебного материала.
Учебно-воспитательные задачи начальной школы помогает решать
группа продленного дня, которая формируется на основе заявлений родителей, имеет наполняемость 25 человек и следующие режимные моменты: горячий обед, прогулка, развивающие и консультационные занятия, самоподготовка, игры, посещение клуба "Бригантина".
Основной воспитательной технологией в начальной школе является "Технология успешного обучения каждого", которую реализуют учителя, воспитатели групп продленного дня, классные руководители и служба сопровождения ученика.
Главным принципом работы учителей-предметников, воспитателей групп продленного дня и классных руководителей является дифференцированный подход к детям. Он предполагает изучение личностных особенностей ученика, анализ его деятельности и создание условий для его самореализации.
Социально-педагогическую и психологическую помощь в образовательном процессе оказывает психолог, социальный педагог и логопед.
Важным организационно-педагогическим условием в начальной школе является наличие логопедического пункта, что предоставляет возможность учащимся школы получать бесплатную консультационную и практическую логопедическую помощь в развитии правильной речи.
Вся система учебно-воспитательной работы предполагает связь с родителями
и их помощь в улучшении организационно-педагогических условий. Данная связь осуществляется через работу классных и школьных родительских комитетов, а также через родительские собрания и индивидуальные встречи с родителями.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Аттестация учащихся начальной школы проводится в соответствии с Методическим письмом Министерства общего и профессионального образования РФ № 1516/14-15 от 19.11.98 г. "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе".
ОСНОВНАЯ ШКОЛА
Образовательная программа основной школы адресована учащимся в возрасте 10-11 лет, успешно освоившим программу начальной школы.
Для родителей учащихся 4-х классов в апреле месяце проводится родительское собрание, цель которого - знакомство с образовательной программой основной школы.
Прием учащихся 5-9 классов, не обучавшихся в данной школе, осуществляется в течение всего учебного года при наличии вакантных мест, на заявительной основе и в соответствии с правилами приема, установленными "Порядком приема детей в ГОУ СОШ № 93 Калининского района" от 11.02.2005 г.
В 6 или 7 классах по согласованию с ДЮСШ "Зенит" и ДЮСШ № 1 Калининского района, в соответствии с приказом Комитета по физической культуре и спорту г. Санкт-Петербурга, на основании инструктивно-методического письма Комитета по образованию Санкт-Петербурга, утвержденного приказом КО № 90 от 12.02.1998г. комплектуются специализированные спортивные классы по видам спорта с продленным днем обучения.
Целью создания спортивных классов является:
- обеспечение условий для рационального сочетания учебы в учреждении
общего образования с углубленным учебно-тренировочным процессом в
спортивной школе;
- осуществление подготовки всесторонне развитых, высококвалифицированных
спортсменов по видам спорта, прежде всего олимпийских.
Комплектование специализированных классов осуществляется комиссией в составе директора, заместителя директора учреждения общего образования; директора спортивной школы, заместителя директора спортивной школы, старшего тренера-преподавателя, тренера-преподавателя по виду спорта, врача.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Режим обучения в основной школе
Учебный год продолжается с 1 сентября по 31 мая в 5-8 классах, с 1 сентября по 25 мая в 9 классах и делится на триместры. Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней.
Учебные программы по предметам составлены в 5-8 классах на 35 учебных недель, в 9 классах - на 34 учебные недели.
Образовательный процесс в основной школе строится на основе классно-урочной системы.
Наполняемость неспортивного класса - 25 человек. Деление класса на группы предусмотрено при изучении английского языка, трудового обучения, информатики и элективных курсов (при сохранении наполняемости 25 человек).
Наполняемость спортивного класса - 15-20 человек в соответствии с п. 2.17. Устава ГОУ СОШ № 93 и Договором о взаимоотношениях Образовательного учреждения с Учредителем. Деление класса на группы предусмотрено при изучении английского языка, трудового обучения, информатики и элективных курсов (при сохранении наполняемости 20 человек).
Все классы обучаются в первую смену. Начало занятий в 8-35. Для учащихся спортивных классов расписание составлено в соответствии с тренировочным процессом, и начало занятий может быть изменено по согласованию со спортивными школами.
Продолжительность урока - 45 минут во всех классах основной школы. Продолжительность первой перемены - 10 минут, второй и третьей перемены - по 20 минут, остальных перемен- 15 минут.
Все 5-8 классы учатся в режиме пятидневной учебной недели, все 9 классы учатся в режиме шестидневной учебной недели.
Расписание на неделю и в течение учебного дня составлено с учетом валеологических требований к чередованию деятельности и шкалы сложности усвоения учебного материала.
Основной формой обучения является урок.
Элективный курс, входящий в предпрофильную подготовку учащихся 9-х
классов, имеет ряд организационно-педагогических особенностей: группа, занимающаяся на элективном курсе, имеет смешанный состав (учащиеся из разных классов в параллели), наполняемость группы - около 15 человек, продолжительность курса - 1 учебная четверть, в течение учебного года учащиеся изучают последовательно 4 элективных курса по выбору.
Систему внеурочной работы по предмету представляют:
- предметные недели, участие в подготовке и проведении которых позволяет каждому ученику реализовать свои возможности, обогатить свои знания по предметам (формы проведения: конкурсы, игры, викторины, деловые игры, конкурсы газет, турниры, КВНы, выставки творческих работ, экскурсии и др.)
- предметные олимпиады (школьный, районный, городской туры);
- международные игры: "Кенгуру", "Русский медвежонок", "Золотое руно"
В систему дополнительного образования основной школы входят:
- студия "Клик" на базе школы
- студия "Азбука бисероплетения" на базе школы;
- студия "Бумажная пластика" на базе школы;
- студия изобразительного искусства "Жар-птица" на базе школы
- студия "Занимательная математика" на базе школы
- консультационные занятия, проводимые учителями всех предметов в группах
продленного дня;
Система воспитательной работы в основной школе
имеет культурно-нравственную ориентацию и включает в себя следующие программы:
- "Я - гражданин России"
- "Азбука нравственности"
- "В здоровом теле - здоровый дух"
Эти программы реализуются через разные компоненты воспитательной работы:
- особый уклад жизни образовательного учреждения (собственный свод правил
поведения, традиции, ритуалы);
- воспитательные возможности учебных предметов;
- традиционные дни экскурсий и посещения культурных учреждений Санкт-
Петербурга;
Учебно-воспитательные задачи основной школы помогает решать группа продленного дня в спортивных классах, которая формируется на основе заявлений родителей, имеет наполняемость 25 человек и следующие режимные моменты: горячий обед, самоподготовка, консультационные занятия и прогулка до тренировки.
Социально-педагогическую и психологическую помощь в образовательном процессе оказывают социальный педагог и психолог.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Аттестация учащихся основной школы проводится в соответствии с
"Положением о промежуточной аттестации учащихся ГОУ СОШ № 93
Калининского района.
Для отслеживания личных достижений учащихся в ходе образовательного маршрута в основной школе используются следующие формы аттестации:
- С целью проверки усвоения учащимися текущего учебного материала по
предметам проводится текущая аттестация: оценка знаний, умений и
навыков по всем предметам в течение учебного года. Оцениваются устные
ответы учащихся, письменные работы в тетрадях, проверочные,
самостоятельные, творческие работы, ведение тетрадей, выполнение
домашних заданий, творческих работ, тестовые работы, контрольные и
диагностические работы, выполнение норм по физической культуре.
- На основе текущей успеваемости проводится промежуточная аттестация:
оценка знаний, умений и навыков по предметам в конце каждого учебного
триместра.
- В соответствии с п.2.21 Устава ГОУ СОШ № 93 класса проводится
промежуточная аттестация в конце учебного года. Решение о проведении
такой аттестации Педагогический совет не позднее, чем за 2 недели до
предполагаемого начала проведения аттестации. Педагогический совет
определяет конкретные формы, порядок и сроки проведения аттестации.
Формы проведения аттестации: письменные контрольные работы, творческие
работы, тесты, диагностические работы.
- Текущая и промежуточная аттестация осуществляется учителями в форме
оценки, выставленной по 5-ти балльной системе; оценки выставляются в
классный журнал и доводятся до сведения родителей.
- В ходе предпрофильной подготовки учащихся 9 класса, при прохождении ими
элективных курсов по выбору, используются зачет как форма аттестации
достижений учащихся. Система данной аттестации учащихся разработана
авторами программ элективных курсов и прописана в пояснительных записках
этих программ. Учащиеся могут познакомиться с содержанием элективного
курса и формами аттестации в ходе презентации, которая проводится в конце
8 класса во время подготовительного этапа организации предпрофильной
подготовки.
- На основании промежуточной аттестации по триместрам проводится
аттестация по итогам учебного года, которая дает основание для перевода
учащихся 5-8 классов в следующий класс и допуска учащихся 9-х классов к
государственной (итоговой) аттестации. Решение о переводе учащихся 5-8
классов в следующий класс и о допуске учащихся 9-х классов принимает
педагогический совет.
- По окончании учебного года в 9 классах проводится государственная
(итоговая) аттестация учащихся в порядке, установленном
вышеперечисленными нормативными документами. Учащиеся 9 классов,
успешно прошедшие государственную (итоговую) аттестацию, считаются
окончившими 9 класс и получают свидетельство об окончании основного
общего образования.
Выпускникам 9 класса, окончившим 9-й класс с отличными отметками по
всем предметам, выдается свидетельство об окончании общего образования "С
отличием".
- Для отслеживания личных достижений учащихся в основной школе
используется портфолио, которое составляется самим учащимся на
протяжении всего обучения в основной школе.
СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Образовательная программа средней школы адресована учащимся в возрасте 14-16 лет, успешно освоившими программу основной школы, имеющими свидетельство о получении основного общего образования и выбравшими для своего дальнейшего образовательного маршрута универсальный профиль обучения.
Для учащихся 9-х классов и их родителей в апреле месяце проводится собрание, цель которого - знакомство с образовательной программой средней школы и организацией универсального обучения.
Для учащихся 9-х классов в мае проводится анкетирование с целью выбора ими элективных курсов, обеспечивающих универсальное обучение.
в 10 классе.
Поступление всех желающих в 10 класс производится на заявительной основе. При комплектовании 10-х классов учитывается преемственность обучения в основной школе. Прием учащихся 10 класса, не обучавшихся в данной школе, и учащихся 11 классов средней школы в течение учебного года осуществляется при наличии вакантных мест, на заявительной основе и в соответствии с "Порядком приема детей в ГОУ СОШ № 93 Калининского района" от 11.02.2005 г.
Комплектование 10-х специализированных спортивных классов с продленным днем обучения производится по согласованию с ДЮСШ "Зенит" и ДЮСШ № 1 Калининского района, в соответствии с приказом Комитета по физической культуре и спорту г. Санкт-Петербурга и с учетом преемственности обучения в основной школе.
Комплектование специализированных классов осуществляется комиссией в составе директора, заместителя директора учреждения общего образования; директора, заместителя директора, старшего тренера-преподавателя, тренера-преподавателя по виду спорта, врача.
Режим обучения в средней школе
Учебный год продолжается с 1 сентября по 31 мая в 10 классе, с 1 сентября по 25 мая в 11 классе и делится на полугодия. Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней.
Учебные программы по предметам составлены в 10 классе на 35 учебных недель, в 11 классе - на 34 учебные недели.
Образовательный процесс в основной школе строится на основе классно-урочной системы.
Наполняемость неспортивного класса - 25 человек. Деление класса на группы предусмотрено при изучении английского языка, трудового обучения, информатики и элективных курсов (при сохранении наполняемости 25 человек).
Наполняемость спортивного класса - 15-20 человек в соответствии с п. 2.17. Устава ГОУ СОШ № 93 и Договором о взаимоотношениях Образовательного учреждения с Учредителем. Деление класса на группы предусмотрено при изучении английского языка, трудового обучения, информатики и элективных курсов (при сохранении наполняемости 20 и более человек).
Все классы обучаются в первую смену. Начало занятий в 8-35. Для учащихся спортивных классов расписание составлено в соответствии с тренировочным процессом, и начало занятий может быть изменено по согласованию со спортивными школами.
Продолжительность урока - 45 минут во всех классах средней школы. Продолжительность первой перемены - 10 минут, второй и третьей перемены - по 20 минут, остальных перемен- 15 минут.
Все 10 классы и 11 неспортивные классы учатся в режиме шестидневной учебной недели, 11 спортивные классы учатся в режиме пятидневной учебной недели.
Расписание на неделю и в течение учебного дня составлено с учетом валеологических требований к чередованию деятельности и шкалы сложности усвоения учебного материала.
Основной формой обучения является урок.
Элективный курс, входящий в универсальное обучение учащихся 10-х
классов, имеет ряд организационно-педагогических особенностей: группа, занимающаяся на элективном курсе, имеет смешанный состав (учащиеся из разных классов в параллели), наполняемость группы - около 15 человек.
Систему внеурочной работы по предмету представляют:
- предметные недели, участие в подготовке и проведении которых позволяет каждому ученику реализовать свои возможности, обогатить свои знания по предметам (формы проведения: конкурсы, игры, викторины, деловые игры, конкурсы газет, турниры, КВНы, выставки творческих работ, экскурсии и др.)
- предметные олимпиады (школьный, районный, городской туры);
- международные игры: "Кенгуру", "Русский медвежонок", "Золотое руно"
Система воспитательной работы в основной школе
имеет культурно-нравственную ориентацию и включает в себя следующие программы:
- "Я - гражданин России"
- "Азбука нравственности"
- "В здоровом теле - здоровый дух"
Эти программы реализуются через разные компоненты воспитательной работы:
- особый уклад жизни образовательного учреждения (собственный свод правил
поведения, традиции, ритуалы);
- воспитательные возможности учебных предметов;
- традиционные дни экскурсий и посещения культурных учреждений Санкт-
Петербурга;
- годовой круг школьных событий;
- оформление образовательного учреждения, необходимого для создания
соответствующей атмосферы и стиля.
Особенностью воспитательной работы в средней школе является работа Совета старшеклассников, который создается из учащихся старших классов и руководит организацией школьных событий и праздников.
Учебно-воспитательные задачи основной школы помогает решать группа продленного дня в спортивных классах, которая формируется на основе заявлений родителей, имеет наполняемость 25 человек и следующие режимные моменты: горячий обед, самоподготовка, консультационные занятия.
Главным принципом работы учителей-предметников и классных руководителей является индивидуальный подход к учащимся. Он заключается в том, что старшеклассник, определившийся в дальнейшем образовательном маршруте, может получать дополнительные знания по тем предметам, которые ему необходимы для реализации своих образовательных планов. Эту поддержку он получает на уроках в виде индивидуальных заданий повышенного уровня, на элективных курсах, во внеурочной деятельности по предметам, на консультационных занятиях в группе продленного дня.
Социально-педагогическую и психологическую помощь в образовательном процессе оказывают социальный педагог и психолог.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Аттестация учащихся средней школы проводится в соответствии с "Положением о промежуточной аттестации учащихся ГОУ СОШ № 93
Калининского района
Для отслеживания личных достижений учащихся в ходе образовательного маршрута в средней школе используются следующие формы аттестации:
- С целью проверки усвоения учащимися текущего учебного материала по
предметам проводится текущая аттестация: оценка знаний, умений и
навыков по всем предметам в течение учебного года. Оцениваются устные
ответы учащихся, письменные работы , проверочные, самостоятельные,
творческие работы, тестовые работы, контрольные и диагностические
работы, выполнение норм по физической культуре.
- На основе текущей успеваемости проводится промежуточная аттестация:
оценка знаний, умений и навыков по предметам в конце каждого учебного
полугодия.
- В соответствии с п.2.21 Устава ГОУ СОШ № 93 класса в 10 классах
проводится промежуточная аттестация в конце учебного года. Решение о
проведении такой аттестации в конкретном учебном году принимает
Педагогический совет не позднее, чем за 2 недели до предполагаемого начала
проведения аттестации. Педагогический совет определяет конкретные
формы, порядок и сроки проведения аттестации. Формы проведения
аттестации: письменные контрольные работы, творческие работы, тесты,
диагностические работы.
- Текущая и промежуточная аттестация осуществляется учителями в форме
оценки, выставленной по 5-ти балльной системе; оценки выставляются в
классный журнал и доводятся до сведения родителей.
- В ходе универсального обучения учащихся 10 класса, при прохождении ими
элективных курсов по выбору, используются накопительная система как
форма аттестации достижений учащихся. Система данной аттестации
учащихся разработана учителями элективных курсов. Учащиеся могут
познакомиться с содержанием элективного курса и формами аттестации в
ходе презентации, которая проводится в конце 9 класса во время
подготовительного этапа организации универсального обучения.
- На основании промежуточной аттестации по полугодиям проводится
аттестация по итогам учебного года, которая дает основание для перевода
учащихся 10 классов в следующий класс и допуска учащихся 11-х классов к
государственной (итоговой) аттестации. Решение о переводе учащихся 10
классов в следующий класс и о допуске учащихся 11-х классов принимает
педагогический совет.
- По окончании учебного года в 11 классах проводится государственная
(итоговая) аттестация в порядке, установленном вышеперечисленными
нормативными документами. Учащиеся 11 классов, успешно прошедшие
государственную (итоговую) аттестацию, считаются окончившими 11 класс и
получают аттестат о среднем (полном) общем образовании.
Выпускники 11 класса, достигшие особых успехов в изучении одного или
нескольких предметов, награждаются похвальной грамотой. Выпускники 11
класса, достигшие особых успехов при освоении общеобразовательной
программы среднего (общего) образования, награждаются золотой или
серебряной медалью в соответствии с "Положением о золотой и серебряной медалях "За особые успехи в учении", о похвальной грамоте "За особые успехи в изучении отдельных предметов и похвальном листе "За отличные успехи в учении", утвержденным приказом Министерства образования РФ № 1076 от 03.12.99 г.
|